Группы

Консультация на тему: «Дидактические игры при формировании целостной картины мира»

30

ноября

2021

Формирование целостной картины мира у детей — одно из приоритетных направлений  дошкольного образования, цель которого  является  расширение кругозора, то есть  образования в их сознании  адекватных представлений и знания о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитания правильных отношений к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний.

Отношение к миру у ребёнка ярко прослеживается в его деятельности, ведущей формой которой является игра. Именно игра доставляет радость и удовольствие детям, однако, не меньшее значение имеет то, что игра –это источник умственного развития.

Игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление.

Особое внимание как методу  обучения дошкольников уделяется дидактической игре.

Формирование целостной картины мира у детей  невозможно представить без использования дидактических игр, несущих в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игрового процесса. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Руководя дидактическими играми педагог должен  учитывать возрастные  способности детей, а также уровень развития детей конкретной группы. Детям всех возрастов  свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому и необычному. У младших дошкольников эти способности находятся на стадии развития и возрастают по мере взросления. Дети старших групп  хотят и любят самостоятельно отгадывать загадки, находить правильное решение задачи, высказывать собственные суждения. Поэтому при отборе дидактических игр нужно главное внимание обращать на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы дети проявляли умственные и волевые усилия.

Руководство д/и требует большой продуманной работы в процессе их  подготовки и проведения. Нужно заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

При проведении д/и по Формированию целостной картины мира должны решатся  следующие задачи:

  • формирование представления о целостном понимании предмета (так, дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал, а в старших — отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта);
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (если в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада, то в средней и старшей — прокладывание пути от дома в садик);
  • знакомство с родным краем (в младших группах дети учатся называть свой город, село, посёлок, в средней — учат название своей улицы, номер дома, квартиры, а в старшей получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях);
  • получение и закрепление информации о флоре и фауне (в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней — средой обитания, особенностями разведения, ухода, в старшей — мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.

При ознакомлении детей с окружающим миром используются игры разнообразные по содержанию: интеллектуальные – математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, а также  все виды игр по используемому дидактическому  материалу, такие как:

  1. игры с предметами:

предметы в этих играх являются учебным материалом. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы, предметы обихода, орудия труда, объекты природы: овощи, фрукты, шишки, листья, семена и т.д., а также любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики). Эти игры помогают закрепить знания детей об окружающей их среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), уточняют, обогащают и конкретизируют представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследования.

  1. настольно-печатные игры:

этот вид игр расширяет кругозор и уточняет представления ребёнка об окружающем мире; систематизирует уже имеющиеся знания; развивает мыслительные процессы, логику, внимательность; стимулирует воображение;

  1. словесные игры:

для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. 

Таким образом, мы можем отметить, что д/и имеет важнейшее значение в развитии и воспитании ребёнка.  Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир, формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Картотека дидактических игр по формированию целостной картины мира

«Составь фотографию»

Дидактическая задача: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Подбирать магнитные фигурки только те, которые указывают на празднование Нового года.

Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск необходимых магнитных фигурок.

Дидактический материал: магнитная доска, кукла Незнайка. Магнитные фигурки: дед-мороз, елка, елочные игрушки, празднично одетые дети, снегурочка и т.д.

Ход игры

Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т.д.)

Воспитатель сообщает детям, что скоро праздник Новый год, но Незнайка не знает, что это такое. И предлагает детям составить фотографию празднования детьми этого праздника.

«Мы фотографы»

Дидактическая задача: Формировать понятие профессии фотограф. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников.

Игровое действие: Рисование собственного изображения в зеркале.

Дидактический материал: большое настенное зеркало в музыкальном зале (можно использовать зеркала среднего размера на каждого ребенка). Маркеры или фломастеры. Фишки.

Ход игры

Дети должны обвести маркером или фломастером свое изображение в зеркале. Кто первый справиться с заданием, получает фишку.

Воспитатель предлагает детям подойти к большому зеркалу и ответить на вопрос: «Кого мы видим в зеркале?»

Затем педагог предлагает стать фотографами.

«Как наши деды этот мир отстояли?»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о профессиях пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить обобщающие понятия: водный, воздушный, наземный военный транспорт.

Игровые правила: Выбрать профессию и соответствующий вид транспорта.

Игровое действие: Выбрать карточку с изображением военной профессии или фотографию. Затем подобрать соответствующий военный транспорт и встать на границе в установленном месте.

Дидактический материал: виды транспорта: воздушный, сухопутный или водный (самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. - игрушки) по количеству детей.

Ход игры

Дети поочередно выбирают на столе карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. Подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. Далее занимают место на границе нашей Родины.

«Узнай и назови!»

Дидактическая задача: Узнавать на фотографиях своих родных. Закреплять знание детьми имени и отчества своих родителей.

Игровые правила: Начинать говорить только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность, уметь терпеливо ждать.

Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск фотографий своих родных.

Дидактический материал: фотографии членов семьи каждого ребенка.

Ход игры

Дети рассматривают фотографии и называют имя и отчество своих родных. Воспитатель, если ребенок затрудняется, задает наводящие вопросы:

— Кто изображен на этой фотографии?

— Это моя мама. Ее зовут.... (если ребенок называет только имя, воспитатель подсказывает и предлагает назвать полностью имя и отчество.)

— А рядом с мамой кто? И т.д.

«Кем я буду?»

Дидактическая задача: Формировать понятие профессий фотограф, повар, швея, летчик, шофер и т.д. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников. Выбирать только те атрибуты, которые соответствуют данной профессии. Начинать свой рассказ со слов: «Когда я вырасту, я буду ...»

Игровое действие: Выбор атрибутов, название профессии и пояснение.

Дидактический материал: атрибуты к теме профессия: ножницы и расческа; руль и кепка; ножницы, ткань; кастрюля и колпак; халат и медицинский чемоданчик и т.д.

Ход игры

Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.

  • Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.
  • Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает 1 прически взрослым и детям.
  • Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.

«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о временах года — зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужных предметов.

Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки. Игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик. Белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.

Ход игры

Дети по ходу рассказа воспитателя выполняют действия с предметами.

Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.

Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

«Вода - наша помощница!»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужных предметов.

Дидактический материал: тазик с грязным бельем; мыло и зубyая щетка; аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т.д.

Ход игры

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

- Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.

- Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.

- Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.

- Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.

- Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.

- Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.

- Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

- Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.

- Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.

«Помоги Незнайке!»

Дидактическая задача: Закрепить у детей знание времен года, примет осени, весны, зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Дети, рассматривая сюжет выставленной картины времени года, подбирают соответствующую одежду. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки Для сюжетных картин времени года. Модель часы «Времена года». Предметы одежды по сезонам. Кукла Незнайка.

Ход игры

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» - осень. На магнитной доске выставляет картинку: идет дождь, дует сильный ветер. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:

— Наступила осень. Подул сильный ветер, пошел дождь. Все люди надели резиновые сапоги, плащи и куртки. Взяли в руки зонтик, и пошли в детский сад или на работу.

— Можно гулять в такую погоду? (ответы детей обсуждаются)

— Что может случиться, если кто-то будет гулять? (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — зиму. На магнитной доске выставляет картинку: падает снег, на земле лежат большие сугробы снега. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:

— Наступила зима, падает снег. На улице большие сугробы. Люди надевают шубы, теплые сапоги, шапки, шарфы и варежки.

— В какую погоду зимой можно гулять? (ответы детей обсуждаются)

— В какие игры играют дети зимой? (ответы детей обсуждаются: дети берут санки, лыжи, коньки и идут кататься.)

Незнайка просит детей помочь ему подобрать правильно одежду, в которой он мог бы гулять зимой.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как помочь Незнайке.

«Детки, с какой ветки?»

Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: дуба, ели, рябины, березы и т.д.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.

Игровое действие: Найти карточку с изображением дерева, соответствующего определенным семенам.

Дидактический материал: карточки с изображением деревьев: ель, рябина, дуб, березы. Сундучок с семенами деревьев: дуба, ели, рябины, березы.

Ход игры

Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.

«Как зовут птенца?»

Дидактическая задача: Упражнять дошкольников в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.

Игровые правила: Поочередно отвечать на вопрос воспитателя. Не перебивать товарища.

Игровое действие: Рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.

Дидактический материал: фигурки птиц и их птенцов: ворона - вороненок; скворец — скворчонок; синица - синичка; воробей — воробушек.

Ход игры

Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.

— Это воробей, а у воробья птенец — воробышек.

— Это Борона, а у вороны птенец - вороненок.

— Это скворец, а у скворца птенец - скворчонок.

— Это синица, а у синицы птенец - синичка.

«Отгадай, назови и положи правильно»

Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.

Игровое действие: Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.

Дидактический материал: корзина с овощами: помидор, огурец, капуста, свекла, картофель. Корзина с фруктами: виноград, яблоко, лимон, груша, банан, апельсин.

Ход игры

Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:

- Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.

- Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.

- Это капуста. Мы положим ее на тарелку для овощей. И т.д.

«Отгадай и назови»

Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.

Игровые правила: Поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

Игровое действие: Выбирают предметы для отгадывания.

Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)

- Какие вы еще фрукты знаете, назовите. (ответы детей)

«Отгадай и нарисуй»

Дидактическая задача: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

Игровые правила: Ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

Игровое действие: Воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют ответы палочками на песке.

Дидактический материал: палочки по количеству детей.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка...   (одуванчик)

 

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

На веточках сережки...   (береза)

«Где чей домик?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила: Брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.

Ход игры

Дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

— Манечка и Ванечка живут в домике.

— Утка живет у бабушки в сарайчике.

— Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

— Зайка живет в лесу под кустиком.

— Ежик живет в лесу в норке.

— Где живет сорока? (в лесу на дереве)

«Кто где живет?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.

Игровые правила: Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.

Игровое действие: Поиск нужного домика для домашнего животного.

Дидактический материал: мягкие игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.

Ход игры

Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:

- Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)

- Где могут жить кони? (в конюшне)

- Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)

- Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)

- Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)

- Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются).

«Чьи семена?»

Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.

Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.

Игровое действие: Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Дидактический материал: тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.

Ход игры

Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.

«Угадай по вкусу»

Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.

Игровые правила: Узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами. Не подглядывать.

Игровое действие: Отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин. Кусочки овощей: огурец, капуста.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

«Выложи фигуры лесных зверей»

Дидактическая задача: Закрепить знание частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Игровые правила: Подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.

Игровое действие: Поиск нужных геометрических фигур.

Дидактический материал: наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей. Картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

 «Опиши картину»

Дидактическая задача: Закрепить знание детей о приспособлении животных к зимним условиям.

Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании картины.

Дидактический материал: картина на магнитной доске, где изображено приспособление животных к зимним условиям.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

- Почему птицы так шумят? (птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).

- Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)

- Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)

- Почему зайка спрятался за березой? (потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

- Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)

- Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (у ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)

- Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (ежик на зиму делает запасы)

- Найдите на картине того, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)

- Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки).

«Сравни и расскажи, чем отличаются?»

Дидактическая задача: Закрепить знание детей об отличительных особенностях птиц и животных.

Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя.

Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании птиц и животных.

Дидактический материал: животные: лиса, волк, медведь и заяц. Птицы: ворона, воробей, сорока.

Ход игры

На столе у воспитателя стоят животные: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.

- Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост)

- Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто перышками, а у животных - шерстью).

«Найди и опиши»

Дидактическая задача: Классификация предметов природного и рукотворного мира: светлячки, настольная лампа, фонарик, лампочка и т.д.

Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании предметов природного и рукотворного мира.

Дидактический материал: карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки.

Ход игры

На столе лежат карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки. Дети по сигналу воспитателя находят определенные предметы.

- Найдите предметы, которые светят, но сделаны не руками человека? (светлячки, солнце)

- Кто такие светлячки? (букашки)

- Что такое солнце? (самая большая звезда)

- Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать свое жилище, (настольная лампа, фонарик, свеча, люстра и т.д.)

- Найдите приборы, которые работают от электричества, (электрочайник, стиральная машина, холодильник, компьютер и т.д.)

- На какие две группы мы можем разделить все наши предмета? (на предметы природы и предметы, которые сделал человек своими руками).

 «Что кому нужно»

Дидактическая задача: Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии  с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок  берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

Если     есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

«Не ошибись»

Дидактическая задача:  Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило:  Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

Ход игры:  У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.

«Где это можно купить»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том,  что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать  родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило:  Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры:  Детям раздают маленькие   картинки,  каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

«Так бывает или нет?»

Дидактическая задача : Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен  доказать, почему так не бывает.

Ход игры:  Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега  и стали кататься с нее на санках».

Дети придумываю сами небылицы.

«Узнай по описанию»

Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило:  Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать).

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Какое время года?»

Дидактическая задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило:  Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры:  У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

«Назови  одним словом»

Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры:  Воспитатель  объясняет правила игры:

- Я назову  слова, а вы назовите все одним словом:

стол, стул, диван, кровать – мебель

ложка, кастрюля, тарелка – посуда

автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт

малина, клубника, черника- ягоды

роза, ромашка, василек – цветы

«Что было, если бы…?»

Дидактическая задача:   Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

Игровое правило:  Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Ход игры:  Воспитатель предлагает  послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

- А теперь давайте  поиграем  в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все  игрушки раскидали, разломали?

- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

Дети сами придумывают загадки.

«Так у нас. А как у вас?»

Дидактическая задача:  Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи

Игровое правило:  Рассказать, как проходит вечер в семье.

Ход игры:  Воспитатель предлагает  рассказать детям, что бывает вечером у них дома.

Первым рассказывает воспитатель.

"Что умеет делать?"

Дидактическая задача:  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Игровое правило:  Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).

Ход игры:

В: Телевизор.

В: Что может мяч?

В: Что может светофор?

В: Что может растение?

В: Что может слон?

В: Что может дождь?

В: Что может дождь?

В: Что может краска?

В: Что может художник?

"Раньше - позже"

Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях

Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?

В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

В: Какая часть суток сейчас?

В: А что было раньше?

В: А раньше?

В: А еще раньше?

В: Какой сегодня день недели?

В: А какой день недели был вчера?

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

«Где живет?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Где живет медведь?

В: Где живет собака?

В: Где живет ромашка?

В: Где живет гвоздь?

В: Где живут вежливые слова?  

В: А что значит хороший человек?

Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

В: Где живет радость?

В: Где живет зло?

В: В каких словах живет буква "А"?

В: Где живет слово?

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

В: Где живет грустная мелодия?

"Хорошо-плохо"

Дидактическая задача:  Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игровое правило:  Ведущим называется любой объект,  у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

В: Огонь - это плохо. Почему?

В: Листопад - это хорошо?

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?  

В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?

«Из чего сделано?»

Дидактическая задача:  Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

«На что похоже»

Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Игровое правило: Ведущий  называет объект, а дети называют объекты, похожие на него

(по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу)..

Ход игры:

В: На что похож абажур?

В: На что похожа улыбка?

В: Половник.

В: На что похож дождь?

В: А душ какой бывает?

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

В: На что похожа кисть?

В: На что похож светофор?

В: На что похожа иголка?

В: На что похож звук "Р"?

В: На что похожа мелодия вальса?

"Найди друзей"

Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Игровое правило: Игру рекомендуется использовать после  игры "Что может?". Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию.

Ход игры:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.

В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?

В: А самолет сам летает?

В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!

В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге.

"Все в мире перепуталось"

Дидактическая задача: Расширять  представлений детей об окружающем мире.

Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира..

Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Ход игры:

В: Что изображено у тебя на картинке?

В: К какому миру относится яблоко?

В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?

В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит?

В: Почему вы так думаете?

В: Шубу поместим в сектор с посудой?

В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.

В: На картинке - утка. К какому миру она относится.

В: Где живет утка? Где обитает?

В: Было семечком, а стало?

В: Было головастиком, а стало?

В: Был дождь, а стал?

В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

В: Было числом 4, а стало числом( 5).

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей а огороде…

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

В: Было раньше тканью, а стало…

Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

"Давай поменяемся"

Дидактическая задача:

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo