Группы

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы»

28

января

2024

Я сама помыла ручки   

И сама надену брючки.

Уложила в койку мишку

И на лбу набила шишку.

Утром я поела кашку

И сама помыла чашку.

Можно я сложу игрушки

И пойду играть к подружке?

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, необходимо  поддержать их в этом.

Очень важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является то, какую позицию занимают родители. Одни родители придерживаются принципа – максимум твердости, требовательности и контроля. Они считают, что детей нужно воспитывать в строгости, их мнение особого значения не имеет, поскольку они еще мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще, чем похвала.

В другой семье отсутствие четких требований, твердости и контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала. В третьей семье разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованность. Такие родители стараются учитывать мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым.

Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые должны учить детей не действиям, а деятельности. На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.

Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.

Самостоятельный ребенок – это самостоятельный взрослый в будущем, который несет ответственность за свою жизнь, за свои поступки и за свои выборы. И, наконец, самостоятельный ребенок – это счастливые, отдыхающие, мудрые родители, которые в свое время поступили правильно и вложили в свое чадо все самое лучшее!

Самостоятельность обеспечивает:

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения.

Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания.

Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

  1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки.
  2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
  3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
  4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
  5. Под присмотром взрослых пылесосить пол, аккуратно складывать свои вещи.
  6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи, мыть овощи, работать с тестом; собирать и чистить ягоды.
  7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
  8. Приносить воду в посуде небольшой ёмкости.
  9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
  10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Действия взрослых по воспитанию в ребёнке ответственности и самостоятельности:

  • Пока ребёнок ещё не может сам освоить какой-то навык, важно рассказывать и наглядно показывать ему, как это делается. Комментируйте свои действия во время приготовления ужина, берите ребёнка с собой в магазин, объясняя, как вы собираете продуктовую корзину. Позже попросите ребёнка помочь вам. Выделите ему небольшое задание, которое он теперь будет выполнять регулярно, например мыть овощи для салата или разбирать покупки. 

Постепенное увеличение дистанции между вами и ребёнком должно происходить с оглядкой на его психологический комфорт. Необходимо предоставлять детям ровно столько свободы, сколько им требуется для реализации своих потребностей без родителей. Если ваш ребёнок пока не готов и просит помощи, не отказывайте ему. Лучше предложить выполнить работу вместе, чтобы он ощущал родительскую поддержку.

  • Важно с раннего детства объяснять ребёнку, что его домашние обязанности — это помощь. Многим детям будет проще и приятнее убирать в доме, осознавая, что они этим выручают . 
  • Важно также обсуждать с ребёнком, что, взрослея, человек получает больше свободы выбора и больше ответственности. Бытовые вопросы должны ассоциироваться у детей не с ненавистной повинностью и требованиями родителей, а с приобщением к миру взрослых.
  • Лучше всего предложить ребёнку выбор между разными обязанностями, чтобы он сам решил, чем хочет заниматься, — поливать цветы, мыть посуду или ухаживать за животными.
  • Не нужно резко загружать ребёнка множеством поручений. Важно, чтобы это были посильные задачи, к которым ребёнок подключается постепенно.
  • Желательно учить ребёнка бытовым навыкам ещё до подросткового возраста, тогда быт вскоре становится обычной частью жизни, как школа и досуг. Если же в подростковом возрасте неожиданно появляется новый, требующий дополнительных ресурсов, список обязанностей, не исключено, что ребёнок будет в штыки воспринимать просьбы вымыть полы и постирать бельё на выходных.
  • Крайне важно дать ребёнку свободу выбора, даже если границы этого выбора обозначают родители. Принятие решений — навык, которому дети учатся, только если у них сызмальства есть возможность самостоятельно выбирать что-то в самых разных аспектах своей жизни. 
  • Любое родительское решение, затрагивающее интересы детей, нужно объяснять в форме аргументированного предложения. Так у ребёнка складываются причинно-следственные связи, и он учится принимать рациональные решения. 
  • Необходимо предоставить ребёнку пространство для совершения ошибки — в пределах безопасной среды. Не стоит ругать ребёнка за промахи и неудачные решения, лучше поддержать его и обсудить, что можно было сделать иначе.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo