Группы
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук»
7
февраля
2022
Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.
Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку - Белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, конструируют. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами или шнурками сегодня дети все меньше общаются, липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.
Рекомендуемые упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые родители могут выполнять со своими детьми:
- Замки из песка и камней
Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребенка, чтобы он проделал все заново.
- Упражнение «Перелей водичку»
Переливание жидкости из одной ёмкости в другую, стараясь не пролить.
- Рисуем.
Держание карандашей и кисточек – отличный способ развития моторики. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру, рисуйте не только кисточками, но и пальцами (сейчас для этого существуют специальные краски). Очень хорошо развивает моторику рук раскрашивание изображений карандашами.
- Игра «Угадай-ка»
Опознание предметов на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
- Лепка из пластилина
Дети просто обожают лепить из пластилина, позвольте им это.
- Мозаика, пазлы, конструктор
Дети с удовольствием занимаются собиранием мозаики, пазлов, конструированием, только подбирать их нужно по возрасту ребёнка.
- Упражнение «Порви бумажки»
Пусть дети рвут бумагу на как можно мелкие части. Это занятие для них не только увлекательное (дети любят что-нибудь рвать), но и полезное.
- Игры с предметами домашнего обихода
Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
Можно попросить ребёнка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
Поверхность пельменницы, как известно, напоминает соты. Попросите малыша в каждое отверстие положить горох, бусинку или ещё какой-нибудь мелкий предмет, затем вытащить эти предметы обратно.
- Вырезание из бумаги
Вырезайте с детьми из бумаги разные фигурки. Начните с простых: круг, квадрат или треугольник, затем переходите к более сложным.
- Формируйте у детей навыки самообслуживания
Приучайте детей одеваться и обуваться самостоятельно. Расстегивание и застёгивание пуговиц, надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо – все эти действия не только приучают ребёнка к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребёнка к школе.